Несколько секретов обучения


Целью обучения является действие, а не знание.
Важно, чтобы после обучения человек смог сделать то, что до этого делать не мог. Если после окончания первого класса ребенок умеет писать, читать и считать, то говорят:
"Он многому научился!" Если же после окончания учебного года ребёнок знает, как нужно писать и считать, но этого не делает,но этого не делает, то говорят: “Непонятно, чему его там учили?”

 

Делать, действовать, а не знать, как это делается – вот цель обучения.
“Знание”, по-видимому, является целью науки, а целью обучения является умение что-то делать.

Поэтому, при подготовке семинаров, тренингов, школ очень важен вопрос: “Что дистрибьюторы узнают нового и, главное, чему практически научатся?”. И если на заре развития МLМ первые школы строились только лишь на обмене информацией и наработанным опытом, то сейчас эффективные школы строятся по принципам практического обучения дистрибьюторов каким-то навыкам и умениям. Занимаясь подготовкой какой-либо школы, важно вначале наметить перечень навыков и умений, которые должны получить слушатели. И все дальнейшее построение эффективной школы заключается в том, чтобы наилучшим образом обучить людей этим навыкам.

Максимум практики – минимум теории

Процесс обучения делится на несколько этапов: информация, опыт, навык, умение.

  1. Информация – сообщение о том, как можно осуществит ту или иную цель, то или иное желание. Преимущество этого этапа в том, что можно быстро дать глубокие знания о том, каким образом и почему именно так это возможно сделать.
  2. Опыт – одноразовое выполнение кокой-то работы, какого-то действия с получением положительного результата. Преимущество этого этапа в том, что человек реально сделал, что-то новое и преодолел барьер “я этого не смогу”.
  3. Навык – многократное выполнение какого-то действия или работы с получением положительного результата. Преимущества этого этапа в том, что у человека появляются навыки (привычки) выполнения работы.
  4. Умение – способность достигать положительного результата в любых сложившихся условиях. Этот этап и является уровнем профессионализма или мастерства. В идеале, что бы именно к этому уровню приходил человек в процессе обучения.

Делая в обучении основной акцент на информацию, часто воспитывают теоретиков, а не практиков бизнеса. И после прохождения такой школы человек становится грамотным, но остается, по прежнему неумелым.

Поэтому главная задача школы эффективного обучения – обретение умения и профессионализма через получение нового опыта и тренировку навыков.

Если Вы предполагаете провести обучение проведению презентации или холодным контактам, то лучше всего это делать практически, чтобы, поработав, слушатели получили опыт – “я это уже однажды сделал и снова смогу это повторить”, а не информацию – “я знаю как это можно сделать, или как это делали другие”.

Играя, обучай

Игра – прекрасная форма обучения у детей. Играя в “дочки-матери” девочки приобретают материнские навыки, играя в “войну” мальчики приобретают воинские качества и умения. Эта форма обучения позволяет сместить акценты с кропотливой монотонной работы по обретению определенных навыков на какую-то интересную, хотя и мимолетную цель. Игра позволяет процесс обучения сделать чрезвычайно интересным, захватывающим и легким. При этом можно обойти психологические комплексы, мешающие человеку. Общеизвестно, что не всякий человек может перелезть через 2х метровый забор, но, когда за ним гонится злая собака, сможет каждый. Почему? В спокойной обстановке сомнения мешают преодолеть препятствие. Когда же голова не занята сомнениями, препятствие преодолевается гораздо легче.

Например, для повышения коммуникабельности можно дать задание придумать и сказать комплимент. Человек малообщительный старается отсидеться в тени, послушав, как это делают другие, потому что его стеснительность мешает ему выступать. Но если вы предложите конкурс, в котором каждый комплимент приносит очки команде, то многие, даже малообщительные люди выступят, забыв о стеснении потому, что не хочется упустить шанс получить даже символический приз. А Вы всего лишь сместили акцент, с опасения выглядеть глупо на желание человека, чтобы его команда заняла достойное место в конкурсе и получила приз.

Смещайте акценты с проблемных точек на несущественные детали и ваши ученики будут творить чудеса.

Игра позволяет самую сложную работу сделать интересной и легкой. Играя, обучай!!!

Используйте особенности психологии советского человека.

Советских людей воспитывали в духе самоотверженного борца, героя. Поэтому большинству наших соотечественников сложно сделать подвиг ради себя, ради собственных желаний, ради собственного ЭГО. Зато пойти на подвиг ради кого-то, ради Родины, ради других людей, труда не составляет. Мы все в душе «Александры Матросовы».

Используйте командную работу. Для команды человек готов сделать больше, чем для себя лично.

Эффект “Александра Матросова”

Когда человеку ради достижения своей цели необходимо чем-то пожертвовать, преодолеть страхи или комплексы часто возникает вопрос: “А стоит-ли игра свеч?”, «А нужно-ли мне это?»  И многие отказываются от этой жертвы. Но ситуация резко меняется если человек чем-то должен пожертвовать ради друга, ради команды, ради общества. Как правило, советскому человеку сделать усилие, чем-то пожертвовать ради кого-то гораздо легче. Применяйте в обучении командную работу, командные задания и командные зачеты, и учебный процесс пойдет гораздо эффективнее.

Кроме того, отвечая за команду, снимается комплекс: “Что обо мне подумают?” Потому, что человек высказывает не свое мнение, а мнение команды, а, следовательно, даже если ответ не верный виновна команда, а не он лично. В нашей практике мы широко применяем этот прием. Отправляя людей на «холодные контакты» мы говорим, что сейчас объявляется командный конкурс: «Та команда, которая в сумме сделает максимальное количество контактов за 1 час, получит приз, а, кроме того, тот из участников, кто лично сделает наибольшее количество контактов, получит ценный подарок!» И люди, которые еще вчера боялись «холодных контактов» как черт ладана, сегодня бегут на них первыми, потому что это поможет команде получить дополнительные 5-6 очков. А кроме этого, им говорят, что засчитываются любые контакты (положительные и отрицательные) и даже вопросы: «который час». Но если кому-то наскучит спрашивать: «который час или как пройти в библиотеку», Вы можете приглашать людей на презентацию. И, как ни странно, все приглашают на презентацию. Удивительно, но находятся люди, которые успевают за 1 час сообщить о презентации более чем 200 человек.

Причем все это они делают не ради себя, не ради карьеры, а ради команды, ради товарищей. Как оказалось, особенности советского менталитета с успехом можно применять в обучении сетевиков.

Гораздо больше секретов и фишек работы с группой, которые тренеры Центра Валентина Ковалева применяют более 20 лет на наших обучающих мероприятиях, мы преподаем на курсе «Школа тренерского мастерства», который впервые пройдет онлайн в декабре.

Валентин Ковалев

 

 

Отправить заявку

Вертикальные вкладки