Позитив в обучении и жизни
Мы считаем, что необходимо как можно чаще хвалить слушателя для воспитания в нем положительной самооценки.
Не секрет, что для достижения успеха необходима положительная самооценка и уверенность в себе, но большинство людей, к сожалению, ею не обладают. В процессе обучения у преподавателя есть возможность повысить самооценку слушателей.
Важным моментом здесь является полное исключение критики недостатков отдельных слушателей или команд. Большинство советских людей привыкли критично относиться к окружающим и к себе, предполагая, что критика позволит изменить жизнь или человека к лучшему. Но часто критика ведет лишь к тому, что люди перестают действовать, лишь бы избежать критики со стороны других или самокритики.
Вспомните: когда ваш ребенок только начинал писать первые буквы, и у него плохо получалось, что вы делали? Критиковали его за неумение или поощряли его попытки? Скорее всего, второе, чтобы у ребенка не пропал интерес к освоению письма. Со взрослыми и с самими собой следует поступать точно так же: поощрять попытки что-то делать, а не критиковать за временные неудачи.
Делайте акцент только на позитивном, его можно найти в любой ситуации.
Методично, используя любой повод для поощрения слушателей, преподаватель формирует у них положительную самооценку, которая позволяет по-иному взглянуть на мир, на себя, на свой бизнес, на своих клиентов. Слушатели перестают бояться неудач и отказов, они становятся успешными. Существенная деталь: не создавайте при этом ситуаций, когда участники должны сравнивать или оценивать себя и других. В подобных ситуациях обычно проявляются такие качества, как желание выделить своего товарища или свою команду, а не объективно лучшее выступление. Мы, как правило, предлагаем командам выбрать лучшее, на их взгляд, выступление других команд.
Как правильно высказать критическое замечание? Лучше сразу заменить критику на то, что принесет пользу и человеку, и вам. Мы рекомендуем использовать принцип «золотого бутерброда»: комплимент, а затем критика, выраженная в форме совета или предложения.
Можно раскритиковать собеседника: «Послушал я твою презентацию, Андрей, и мне не понравилось, как ты тараторил и глотал окончания». Что мы получим в ответ? Правильно, скорее всего, он нам ответит с обидой: «Не нравится — не слушай!» или еще хуже: «Значит, я не оратор… в жизни больше не выйду на сцену!» И мы потеряем расположение этого человека. Как лучше поступить?
Вначале хвалим человека или делаем ему комплимент: «Андрей, сегодня на твоей презентации я услышал много нового и полезного». Затем переформулируем критичное высказывание в совет или предложение: «Помоему, если ты будешь говорить чуть медленнее…» И завершаем еще одним комплиментом или похвалой: «…то гораздо больше людей получат пользу от этой нужной и полезной информации!»
Естественно, комплимент нельзя испортить похвалой, как, впрочем, и при похвале комплимент не будет лишним. Их можно применять вместе, например: «Валентина, я в восторге от вашего выступления, вы супер! Вы замечательно умеете и донести информацию, и мотивировать людей на действия!»