Обучение в МЛМ. Часть 1.
Добрый день, уважаемые читатели, сегодня мы поговорим об обучении, о принципах и правилах, позволяющих сделать обучение дистрибьюторов MLM максимально эффективным. Мы уже давно успешно пользуемся этими принципами в проведении наших школ и тренингов. И сегодня поделимся с вами своими наработками.
Что для нас означает понятие «обучение»?
В нашем представлении, обучение в MLM — это процесс получения дистрибьютором знаний, наработки профессиональных навыков, воспитание позитивных привычек и качеств характера.
Если на заре развития МLМ на школах только на обменивались информацией и наработанным опытом, то сейчас эффективные школы помогают приобрести новые навыки эффективной работы, а не получить знания о них. И поэтому, готовясь к семинарам, тренингам, школам, мы всегда спрашиваем себя: «Чему практически научатся дистрибьюторы на нашем мероприятии?». И даже при проведении «Аристократического бала» или «КВН» мы планируем пользу и обучение.
Обучение состоит из нескольких этапов:
- усвоение информации — как можно достичь той или иной цели;
- получение опыта с получением положительного результата;
- наработка навыка путем многократного получения позитивного опыта;
- получение положительного результата в любых условиях. Этот этап и является индикатором уровня профессионализма или мастерства.
Но мы забыли сказать о предварительном этапе обучения — поиске желания. Пока у человека не появится желание, он ничего не будет делать: ни читать, ни практиковать, ни нарабатывать навыки. К счастью, в MLM на помощь желанию дистрибьютора приходит еще и мотивация спонсора. Итак, подытожим: обучение в MLM начинается с желания дистрибьютора или с мотивации спонсора.
И если, уважаемый спонсор, вы объявили о проведении школы, а откликнулось лишь 5–10 % ваших дистрибьюторов — это не беда. Это лишь говорит о том, что в остальных нужно зародить желание. И после этого на вашу школу придут уже не 5–10, а 50–60 % вашей структуры.
Различные подходы к обучению
Все в нашем мире дуально: черное и белое, добро и зло, горячее и холодное и т. д. Эта дуальность проявляется и в обучении в виде позитивного и негативного подходов. Мы придерживаемся позитивного подхода в обучении.
В чем он проявляется? Это поддерживающие приемы обучения и воспитания: поощрение, похвала, комплимент и т. п. Второй или негативный подход строится на критике, негативных сравнениях, погружении в недостатки, обострении проблем. Каждый из подходов имеет свои преимущества и слабые стороны.
В чем же преимущества негативного подхода? Прежде всего в том, что, создавая невыносимые (психологически) условия, тренер вынуждает ученика принять решение об изменении образа жизни и начать активно действовать. И соответственно быстро получить первый результат. Недостаток в том, что после дискомфорта на первом занятии (тренинге, школе) до второго доходят единицы. И, попав в зону комфорта, прекращают обучение и работу с собой.
Достоинства позитивного подхода: позитивная, дружеская атмосфера на занятиях, которая вызывает желание продолжать обучение. Позитивные изменения накапливаются постоянно. Недостатки позитивной формы обучения проявляются, если на занятия приходят не желающие развиваться люди, их очень сложно заставить измениться. Такого человека можно индивидуально «погрузить» в его проблемы, чтобы он прочувствовал всю глубину потерянных возможностей и захотел решать эти задачи и меняться к лучшему.
Интроверты обычно выбирают позитивную систему обучения, чтобы не вызывать на себя негативные эмоции. А экстраверты чаще выбирают негативную форму, ведь чужие эмоции им не страшны, зато их обучение дает быстрый первый результат.
Принципы позитивного обучения
Каждый спонсор, сталкивается с необходимостью обучать дистрибьюторов методам успешной работы в MLM. Чтобы это обучение было эффективным, мы предлагаем вам воспользоваться нашими наработками. На какие принципы опираемся мы, обучая лидеров и консультантов сетевых компаний?
Максимум практики — минимум теории. В обычной практике начинающим дистрибьюторам многократно рассказывают о пользе списка знакомых, но, к сожалению, не все его пишут, а если и пишут, то подходят к этому весьма поверхностно и формально. Чтобы эта работа была проделана быстро и эффективно, мы предлагаем прямо в аудитории за 20 минут написать максимальное количество ваших знакомых. И между делом говорим о рекорде, который нам известен — 150 фамилий за 20 минут. И слушатели, зная, что это возможно, в среднем пишут от 80 до 120 фамилий своих знакомых. Но находятся герои, которые пишут список из 154, 167, 175, и даже 186 фамилий!
Философия победителя — философия успеха. В процессе обучения преподаватель следует правилу: нельзя критиковать недостатки отдельных слушателей или команд в целом. Это правило позволяет незаметно, между делом, повысить самооценку слушателей. Для этого рекомендуется хвалить за действие, направленное на развитие человека, а не за результат, который не всегда может быть достигнут быстро. Поощрение за действие повышает самооценку человека, и он перестает бояться отрицательного результата. Желание действовать возрастает и успех приходит значительно быстрее. Систематически (каждый день) давая человеку повод услышать о себе хорошее, задуматься о своей значимости, — вы воспитываете в нем победителя.
Автор Валентин Ковалев