Будьте этичны — и ваш бизнес будет успешным!
Автор: Ксения Голобурдина
Недавно я проводила в одной из MLM-компаний тренинг «Искусство успешной продажи». Предварительно созвонилась с лидером, которая заказала тренинг, и поинтересовалась, какие цели они ставят, каких результатов ждут, может быть, есть пожелания. Оказалось, что пожелания были. На тот момент в команде сложилась неприятная ситуация. Сотрудница компании К. приходила на собрания лидеров и выливала на присутствующих потоки негатива. Претензии были надуманны, но в свои обвинения К. вкладывала столько эмоций, что слушать ее было очень неприятно. Помните, как в старом анекдоте: после ухода гостей пропали серебряные ложки. Правда, потом ложки нашлись, но осадок-то остался! Так и здесь: лидеры не чувствовали за собой вины, но не знали, что делать. Поэтому лидер попросила включить в тренинг вопросы этики ведения бизнеса. И когда мы дошли до секретов успешного продавца, я начала разговор об этике, привела несколько историй. Это был удачный ход. Участники тренинга слушали, затаив дыхание. Мы проиграли несколько ситуаций, разобрали законы этики бизнеса. И как результат — подобные инциденты в этой структуре больше не повторяются.
Этот случай еще раз напомнил, насколько важна тема этики в бизнесе. Так родилась идея написать в журнал статью на данную тему.
Что позволяет нам сделать бизнес успешным? Начинать бизнес нам помогают смелость и действенность, очень нужна уверенность в себе. Но когда бизнес начинает развиваться, на первое место выходит этичность. Этика — это набор правил, которые позволяют нам достигать успеха.
Я не буду перечислять здесь все законы этики сетевого бизнеса. Думаю, что опытные лидеры давно с ними знакомы, живут и строят свой бизнес по этим законам, а новичкам советую прочитать книги Валентина Ковалева «Бизнес и законы Природы» и «Путешествие в Страну невыученных уроков, или Этика сетевого бизнеса». Давайте поговорим о пользе промоушена для этичного построения бизнеса.
1. Всегда и везде делайте промоушен спонсору (о спонсоре — только хорошее)
Ваш успех строится на любви, вернее, на трех видах любви. Это любовь к себе, любовь к компании и продукции, любовь к людям. Если в своих действиях вы будете опираться на любовь, то всегда найдете добрые слова для окружающих и, конечно, для своего спонсора. Ведь это именно он познакомил вас с возможностью строить свой бизнес, всегда готов прийти вам на помощь, именно ему вы звонили и жаловались, когда у вас что-то не получалось. Он заслуживает добрых слов и благодарности. Но даже если ваш спонсор далек от идеала, хвалите его, говорите о нем с гордостью, создавайте ему положительный имидж, и вы всегда сможете рассчитывать на помощь спонсора, потому что структура внимательно отнесется к любому его слову.
Лидер компании рассказал мне такую историю. Созвонились они со спонсором, лидер пригласил его к себе. Спонсор спрашивает: «Какие у вас проблемы?» — «Да книги плохо расходятся». — «Значит, расскажу о книгах». Казалось бы, стоило спонсору ехать 1500 км, чтобы рассказать о книгах, о которых лидер сам постоянно и хорошо рассказывает. Но спонсор приехал, выступил — и книги пошли нарасхват! А все дело в том, что у спонсора был хороший промоушен. Лидер постоянно говорил о нем с гордостью, учил новичков на его истории успеха, показывал его выступления на диске, приглашал на все крупные мероприятия. Поэтому в структуре его очень уважали, слово вышестоящего спонсора было очень значимым.
А вот пример негативного промоушена.
Спонсор из Киева построил структуру компании в небольшом городке. Местный лидер с самого начала был амбициозным, постоянно твердил, что спонсор у них никудышный. Отношения вконец испортились, и вдруг рост структуры остановился. Ситуация сложилась тяжелая: местного лидера перестали слушать, а верхнего спонсора из столицы пригласить на помощь было уже нельзя — о нем все были невысокого мнения. Вскоре команда вообще распалась.
Вывод. Говорят, что короля создает свита. Хотите иметь возможность получить эффективную помощь и поддержку авторитетного человека — говорите о спонсоре только хорошо и с уважением! Тогда в любой сложной ситуации у вас будет надежное плечо, на которое можно опереться.
2. Всегда и везде делайте промоушен своему дистрибьютору
Сетевой бизнес — это командный бизнес, и ваш успех во многом зависит от успеха ваших сотрудников. Помните об этом и всегда поддерживайте авторитет своих дистрибьюторов! Как-то я стала свидетелем такой ситуации. В офисе вел прием врач компании, и к нему обратился за советом клиент, который уже приобрел какой-то продукт у дистрибьютора. Реакция врача была неожиданной: он сообщил клиенту, что ему надо пить совсем другой продукт, а когда клиент робко сказал, что именно это ему посоветовал принимать дистрибьютор Иван Петрович, резко оборвал его со словами: «Я специалист со стажем, в компании 8 лет, и лучше знаю, что вам нужно. А ваш дистрибьютор без году неделя в бизнесе и ничего в продукции не понимает!» Результат был негативным: клиент вообще ушел из компании, в которой ему давали противоположные рекомендации и унижали друг друга.
«Так что же, — скажет кто-то из читателей, — если я действительно более опытный сотрудник и лучше знаю, что и когда надо принимать, мне нельзя слова сказать?» Дело совсем не в этом. В данной ситуации врач больше думал о собственных амбициях и авторитете, чем о репутации своей компании и продукции, об авторитете коллег. Любовь к компании и продукции всегда подскажут вам правильный выход. Во-первых, необходимо было, не отменяя предложение дистрибьютора, порекомендовать продукцию дополнительно, сказать, что, как более опытный человек в компании, вы советуете пропить вот это и это. А во-вторых, сказать, что клиенту очень повезло с дистрибьютором. Он действительно новичок в компании. На первый взгляд, скромный, но это отличник образования Украины, человек очень разумный, толковый, с хорошим знанием людей и дела. И клиент с радостью остался бы в компании, подумав, как ему повезло.
Вывод. Делайте промоушен своим дистрибьюторам, помогайте им нарабатывать авторитет в компании, иначе будете работать один за всех. Сил на это никогда не хватит.
3. Всегда и везде делайте промоушен клиенту
Думайте о людях, которые обращаются к вам за помощью и верят вам! Это для них создана ваша компания и лучшая в мире продукция, это для них вы работаете, это благодаря им вы строите свой бизнес и благополучие своей семьи. Так будьте им признательны за это, станьте для них если не хорошими друзьями, то хотя бы вежливыми и внимательными партнерами. В странах Западной Европы, в Америке и Канаде, повсюду в цивилизованном (и даже не очень цивилизованном) мире желание клиента, его просьба — это закон. Приход клиента в магазин, кафе, офис — радость для хозяина. В большинстве сетевых компаний и офисов, к счастью, давно создана благожелательная, доверительная атмосфера, клиента искренне встречают улыбкой и идут навстречу его пожеланиям. Но бывает и по-другому.
Как-то офис-менеджер одной из компаний сидел на складе. То ли настроение у него было плохое, то ли работать надоело, но он был не в духе. В этот момент на склад зашел клиент и услышал, как офис-менеджер, не заметив его, грубо сказал своему коллеге: «Целый день покоя нет! Сколько они будут тут ходить, когда уже нажрутся!» Клиент тут же вышел из офиса и больше в него не вернулся никогда. Причиной стало грубое, негативное отношение к нему сотрудников компании.
Вывод прост: не плюйте в колодец, из которого пьете, ведь закупки клиентов обеспечивают ваш заработок! Ваши клиенты — лучшие в мире люди, потому что они поверили вам и компании, они приходят к вам с надеждой на понимание. Поддержите в них чувство уверенности в компании и продукте, сделайте им искренний комплимент — и они будут возвращаться к вам снова и снова. Невежливого сотрудника, конечно, уволили, но его поведение пришлось долго отрабатывать всей структуре.
Дорогие читатели! Кто-то из деятелей эпохи Возрождения мудро сказал: «Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью». Я уверена, что ваша команда и ваш бизнес построены на этических законах глубокой внутренней порядочности, что вы работаете эффективно и с хорошим результатом, что ваш бизнес развивается, а команда растет и крепнет. Будьте этичны и позитивны во всех ситуациях, и вы обязательно будете успешны!