Философия педагогики
Автор: Валентин Ковалев
Часто в жизни бывает, что нам приходится обучать других. Люди, которые профессионально занимаются обучением, называются преподаватели, педагоги, учителя, наставники, инструкторы и спонсоры. Каждый дистрибьютор рано или поздно сталкивается с необходимостью обучать свою структуру. И чем лучше он это делает, тем больше у него людей, тем лучше они работают, тем выше котируется его чек. Спонсор, принимая на себя обязательства по отношению к дистрибьюторам, обязан научить их лучше работать, лучше жить. А для этого спонсор сам должен научиться работать успешнее и жить счастливее, чем прежде. Основная задача человека на земле – это развитие, эволюция, личностный рост. Таким образом, обучая своих дистрибьюторов, свою структуру, Вы выполняете главную задачу. Вы помогаете эволюции человечества.
Как Вы думаете, почему люди выбирают ту или иную профессию, род деятельности или хобби? Скорее всего, останавливая выбор именно на этой профессии или деятельности, они смогут научиться чему-то новому и необходимому для себя. А так как все люди разные и каждый идет своим путем развития, то в каждый момент времени и задачи, и интересы у людей весьма различны. Именно этим можно объяснить то, что не всегда человек соглашается на весьма перспективное и выгодное предложение. Если это предложение связано с теми умениями и качествами характера, которые данному человеку необходимо приобрести, то он скорее всего пожелает заняться этим делом. А вместе с желанием появляется и энергия для этого дела. Но если желание не возникнет, то при всей привлекательности предложения и выгоде, которую оно сулит, человек на него не согласится. Возбудить у него желание – задача очень сложная, но интересная. Именно для этого существуют техники мотивации, постановки целей, воодушевления, “заражения” желанием. Однако знание того, что каждый человек рождается для эволюции, развития, значительно упрощает задачу возбуждения желания. И спонсору имеет смысл разговаривать, намечать перспективу не для физического тела собеседника, а для его духовных структур.
Предположим, что людей, которым есть чему у Вас поучиться, Вы уже нашли. И что дальше? Как, чему, в какой последовательности их нужно учить? Все, как и прежде, начинается с желания. Пока у человека не возникло желание, его ничему нельзя научить. А желание возникнет только после того, как он поймет, что у него есть проблема. Пока человек сам не осознает свою проблему, все Ваши попытки вразумить его ни к чему хорошему не приведут. Чаще всего это приводит просто к ухудшению отношений. Поэтому древние говорили, что мастер не учит, а создает ситуации, в которых ученик осознает проблему и начинает учиться тому, как решить свою проблему.
На вопрос, с чего начинать обучение, ответ приходит сам собой: с самой острой и болезненной проблемы. Как правило, в ней коренятся все остальные проблемы человека.
Ян Коменский заложил основу поурочной системы обучения, когда в каждом классе все ученики каждый год обучались по общей программе. Это была революция в области обучения, позволявшая обучать массы детей по единой программе в противоположность “сократовскому” методу обучения, когда учитель беседовал с каждым учеником индивидуально с целью развития именно этого ученика. Формальный подход к обучению, даже по хорошей программе, на самом деле неэффективен потому, что ученик учится не у программы, а у личности педагога. И только от личности учителя зависит, смогут ли ученики освоить эту прекрасную программу. Как и в средней школе, перед любым учителем стоит триединая задача: дать знания, обучить профессиональным навыкам, воспитать новые качества. Поэтому, проводя школы, семинары, презентации, индивидуальные беседы, не забывайте, кроме профессиональных вопросов, затрагивать моральные и духовные аспекты развития личности.
Центр Валентина Ковалева приглашает лидеров на тренинг «Школа тренерского мастерства», а также предоставляет услуги по разработке систем обучения «под ключ» дуплицируемых программ.