Обучение в MLM
Автор: Валентин Ковалев
Сегодня мы поговорим об обучении, о принципах и правилах, позволяющих сделать обучение дистрибьюторов MLM максимально эффективным. Мы уже давно (19 лет) успешно пользуемся этими принципами в проведении наших школ и тренингов. И сегодня поделимся с вами своими наработками.
Что для нас означает понятие «обучение»?
В нашем представлении, обучение в MLM — это процесс получения дистрибьютором знаний, наработки профессиональных навыков, воспитание позитивных привычек и качеств характера.
Если на заре развития МLМ на школах только обменивались информациейи наработанным опытом, то сейчас школы помогают приобрести новые навыки эффективной работы, а не получить знания о них. И поэтому, готовясь к семинарам, тренингам, школам, мы всегда спрашиваем себя: «Чему практически научатся дистрибьюторы на нашем мероприятии?». Даже при проведении «Аристократического бала» или «КВН» мы планируем пользу и обучение.
Обучение состоит из нескольких этапов:
- Усвоение информации — как можно достичь той или иной цели.
- Получение опыта и положительного результата.
- Наработка навыка путем многократного получения позитивного опыта.
- Получение положительного результата в любых условиях. Этот этап и является индикатором уровня профессионализма или мастерства.
Различные подходы к обучению
Все в нашем мире дуально: черное и белое, добро и зло, горячее и холодное и т. д. Эта дуальность проявляется и в обучении в виде позитивного и негативного подходов. Мы придерживаемся позитивного подхода в обучении.
В чем он проявляется? Это поддерживающие приемы обучения и воспитания: поощрение, похвала, комплимент и т. п. Второй, или негативный, подход строится на критике, негативных сравнениях, погружении в недостатки, обострении проблем. Каждый из подходов имеет свои преимущества и слабые стороны.
В чем же преимущества негативного подхода? Прежде всего в том, что, создавая невыносимые (психологически) условия, тренер вынуждает ученика принять решение об изменении образа жизни и начать активно действовать. Соответственно, быстро получить первый результат. Недостаток в том, что после дискомфорта на первом занятии (тренинге, школе) до второго доходят единицы. И, попав в зону комфорта, прекращают обучение и работу с собой.
Достоинства позитивного подхода: позитивная, дружеская атмосфера на занятиях, которая вызывает желание продолжать обучение. Позитивные изменения накапливаются постоянно. Недостатки позитивной формы обучения проявляются, если на занятия приходят не желающие развиваться люди, их очень сложно заставить измениться. Такого человека можно индивидуально «погрузить» в его проблемы, чтобы он прочувствовал всю глубину потерянных возможностей и захотел решать эти задачи и меняться к лучшему.
Принципы позитивного обучения
Каждый спонсор сталкивается с необходимостью обучать дистрибьюторов методам успешной работы в MLM. Чтобы это обучение было эффективным, мы предлагаем воспользоваться нашими наработками. На какие принципы опираемся мы, обучая лидеров и консультантов сетевых компаний?
Максимум практики — минимум теории. В обычной практике начинающим дистрибьюторам многократно рассказывают о пользе списка знакомых, но, к сожалению, не все его пишут, а если и пишут, то подходят к этому весьма поверхностно и формально. Чтобы эта работа была проделана быстро и эффективно, мы предлагаем прямо в аудитории за 20 минут написать максимальное количество ваших знакомых. И, между делом, говорим о рекорде, который нам известен, — 150 фамилий за 20 минут. Слушатели, зная, что это возможно, в среднем пишут от 80 до 120 фамилий своих знакомых. Но находятся герои, которые пишут список из 154, 167, 175, и даже 186 фамилий!
Философия победителя — философия успеха. В процессе обучения преподаватель следует правилу: нельзя критиковать недостатки отдельных слушателей или команд в целом. Это правило позволяет незаметно, между делом, повысить самооценку слушателей. Для этого рекомендуется хвалить за действие, направленное на развитие человека, а не за результат, который не всегда может быть достигнут быстро. Поощрение за действие повышает самооценку человека, и он перестает бояться отрицательного результата. Желание действовать возрастает, и успех приходит значительно быстрее. Систематически (каждый день) давая человеку повод услышать о себе хорошее, задуматься о своей значимости, вы воспитываете в нем победителя.
Энергичное обучение. С каждой проблемой приходит энергия для ее решения. Создавая слушателям «проблему» в виде интересных творческих и трудных заданий, для решения которых необходимо напряжение сил, вы автоматически «включаете» их энергию для выполнения этого задания. Такие формы работы помогают «организовать» прилив энергии в слушателях не за счет энергии преподавателя, а за счет энергии самой проблемы.
Человек получает удовольствие и энергию в ситуации, когда приобретает новый опыт решения сложной задачи. Основная задача лидера — сделать так, чтобы ваши дистрибьюторы на каждой школе получали новый положительный опыт, и тогда они будут воодушевлены.
Давать посильное задание. Для этого имеет смысл разделить сложный опыт, сложные умения на посильные для участников составляющие. Так, провести презентацию для большой аудитории в первый же день обучения не всем по плечу, но можно разделить это умение на составляющие: умение представиться, умение рассказать о продукции, умение презентовать товар или бизнес. А научить человека одной из этих составляющих не так уж трудно.
Лидер обязан уметь делать то, чему учит своих консультантов. Помните одно из правил успешного продавца: «Ты должен быть самым лучшим потребителем своего товара». И тогда он (товар) легко продается. Точно так же и преподаватель должен быть самым лучшим потребителем своей информации, своих знаний, всего, чему он учит. Преподаватель заражает учеников своей любовью к изучаемому предмету. Если спонсор учит дистрибьюторов тому, чего сам не делает, то и дистрибьюторы этого делать не будут. Именно поэтому мы следуем правилу: «Не передавай информацию, пока не сделал ее своим опытом, навыком, умением».
Видя успехи товарищей, заряжаешься энтузиазмом. Каждый день обменивайтесь позитивной информацией о том, кто из слушателей чего добился за день, что в его жизни произошло хорошего вчера или что ему понравилось, когда он звонил по телефону… Слушая высказывания товарищей об их успехах, невольно начинаешь думать: «А чем я хуже? Нужно и мне попробовать!» Истории успехов — это аккумулятор энтузиазма для всех присутствующих.
Давайте домашнее задание. Поскольку целью обучения является приобретение навыков, необходимых для построения бизнеса, то и задания должны быть направлены на практическое построение бизнеса. Предпочтительно, чтобы слушатель, кроме воспитания в себе определенных навыков, занимался напрямую бизнесом и получал результаты, ощутимые уже в процессе обучения.
Анекдот. Идет по коридору университета преподаватель, встречает коллегу и спрашивает: «Ну что, профессор, как студенты?» Профессор возмущенно ответил: «Студенты такие тупые! Я им семь раз объяснил, сам понял! А им хоть бы что!»
Как и во всякой шутке, в его основе лежит глубокий смысл. Оказывается, обучая других, мы учимся сами. И это легко понять. Объясняя разным людям одни и те же вещи, мы вынуждены это делать по-разному, с разными акцентами, примерами. При этом приходится отвечать на вопросы, которые мы бы себе никогда не задали. А ученики задают. Это заставляет думать, искать истину и таким образом расти в профессиональном плане. Не случайно говорят: «Ученики учат учителя». Так вот, уважаемые читатели,если вы хотите, чтобы ваши дистрибьюторы быстро становились профессионалами, создайте ситуацию, чтобы они как можно раньше начинали обучать других!