Счастливый ребенок
Автор: Валентин Ковалев
Воспитание качеств характера у ребенка
Благодаря социальным и семейным условиям, в которых рос и воспитывался ребенок, а также поведению его родителей, формируется физический и психологический портрет. Для того чтобы ребенок радовал вас, можно и нужно осознанно подойти к его воспитанию, гармоничному формированию его характера, физических возможностей и зон тела. Вот как можно развивать отдельные зоны тела ребенка.
Зона головы развивается, если ребенок имеет разрешение на познание с деструкцией (сломать машинку, разобрать часы и т. д.). Если родители поощряют составление планов, придумывание сказок и историй, наделение персонажей ролями, стратегические игры (шахматы, компьютер, программирование), изучение иностранных языков, совместное решение кроссвордов и головоломок. Если родители воспитывают способность посмотреть на проблему со стороны (отстраненность), умение выражать свои мысли и состояния словами. Поиск нескольких вариантов решения одной задачи.
Зона горла нарабатывается, если родители поощряют творческие занятия: лепку, рисование, аппликацию, живопись, моделирование и конструирование, фантазию, мечтательность. Обращаются к ребенку засоветом о новых способах решения вопросов и задач. Поддерживают поиск собственного стиля в одежде. Уважают в ребенке личность и воспитывают умение видеть личность в окружающих, оценивают поступок, а не личность в ребенке.
Зона сердца нарабатывается у ребенка, если отношение родителей к себе и к нему позитивное (отсутствие безжалостной критики), если родители воспитывают ребенка с опорой на позитив, часто выражают свою любовь к ребенку и друг к другу. Умеют просить о помощи и оказывают помощь другим, осуществляют свои желания и помогают ребенку осуществить его собственные. Делают подарки себе и детям. Учат ребенка принимать себя таким, каков он есть. Ощущение единства с родителями: мы идем в кино, мы покупаем мороженное и т. д.
Зона пресса нарабатывается, если родители поощряют умение брать ответственность за себя и за других (друзья, домашние животные), занятия боевыми искусствами (способность отстоять свою точку зрения), умение получать удовлетворение от процесса деятельности. Принимают помощь от ребенка и подпитывают чувства его нужности (повышение уверенности в себе), отмечают его успехи, желательно публично.
Необходимо ввести попеременную ответственность за работу, поощрять инициативу, благодарить и говорить комплименты за действие, а не за результат. Поддерживать идеи ребенка и помогать воплощать их в жизнь. Замечать каждый, даже маленький, успех и искренне радоваться ему. Поручать посильные задания, постепенно усложняя задачу. Поднимать его авторитет в глазах других и создавать положительный имидж успешного человека. Давать возможность принимать самостоятельные решения. Искренне верить в то, что у него получится. Дарить или рекомендовать вещи, повышающие уверенность в себе. Поручать ему выступать от имени команды (защищать честь команды, быть ее представителем и т. д.).
Зона паха нарабатывается, если родители разрешают и поддерживают спонтанность в поведении, активность, проводят совместные игры, соревнования, конкурсы, викторины, эстафеты, «капустники» и шутки. Поощряют и развивают в ребенке чувство юмора, умение радоваться всему, а не только успехам. Вместе веселятся, соревнуются и радуются жизни.
Зона копчика воспитывается у детей, если родители поощряют усидчивость и кропотливость, хвалят за умение доводить дела до конца, вместе с детьми занимаются ремонтом квартиры или вещей, ездят на природу, собирают мозаику «пазлы», вместе принимают пищу в определенное время, поощряют постоянную заботу ребенка о цветах или домашних животных.
Отрывок из книги Зоны тела от «А» до «Я»
С другой стороны, лишение инициативы, жесткие наказания, постоянная критика и акцент на недостатках ослабляют, в первую очередь, зону пресса. Требования к ребенку, типа: «Я мать, ты должен меня любить!» ослабляют зону сердца.
Если ребенка заставляют что-то делать, не объясняя зачем, у него ослабляется зона головы. Если во время решения сложных интеллектуальных задач ребенок просит о помощи, а родители отвечают: «Я в свое время и не такие задачи решал. Думай сам! Не решишь задачу — не пойдешь гулять», то у ребенка происходит перегрузка интеллектуального центра с ощущением собственной глупости. В дальнейшем это приводит к попытке решения задач, требующих умственных усилий, с помощью других средств (слезы, жалость, списывание готовых ответов) или к попытке перетягивать энергию других зон на зону головы.
Воспитание девочек куклами, пупсами, медвежатами, кукольными домиками позволяет с детства через игровую форму привить им такие важные качества, как заботливость, внимание, что является выражением зон сердца и копчика. А если девочки сами или при помощи родителей придумывают и шьют куклам одежду и обустраивают интерьер их домика, то и зону горла. Посещение кружков танцев и занятия музыкой тоже развивают зону горла. Этому же способствует розовый, желтый, голубой, салатный, белый цвет одежды.
Мальчиков воспитывают оружием и конструкторами, чем подталкивают их к развитию воинских качеств и технического мышления. Цвет одежды в основном синий, черный, красный, зеленый. В отличие от девочек, объектами игр которых служат персонифицированные и очеловеченные объекты, у мальчиков объекты игр более функциональны. Это техника и инструменты познания и разрушения. Поэтому девочки, проигрывая родовые роли, учатся больше межличностным отношениям, а мальчики — общению с миром предметов. У мальчиков присутствует элемент врага, против которого надо бороться вместе с кем-то, в то время как у девочек большую роль играет элемент друга и заботы о нем. Все это, естественно, сказывается в дальнейшей жизни.
Еще одним примером могут служить методы воспитания Макаренко, когда сложным подросткам поручали ответственное дело и они резко изменяли линию поведения, так как раньше умели реализовывать зону пресса только в борьбе против преподавателя, а теперь им предложили взять на себя ответственность, так как им доверяют. Ответственность также активирует зону пресса, а доверие дает подпитку зоны сердца, которая у таких подростков ослаблена. Во всем нужна постепенность и своевременность, с учетом индивидуальности ребенка и воспитателя, особенно если однажды вы уже перегрузили какую-либо зону ребенка. Нужно сесть, взять ручку и бумагу и основательно обдумать свою линию поведения по отношению к ребенку, прежде чем начинать что-то делать. И, возможно, начать придется с работы над собой.
Дети учатся жить не так, как взрослые ГОВОРЯТ, а как они ЖИВУТ. Поэтому, меняясь сами, мы автоматически вызываем у своих детей схожие изменения...